Метод Монтессори


Статьи и книги



Родителям

Для домашних игр


Статистика


Монтессори и Ваш ребенок

(продолжение)
    Опытные профессионалы могут оказать специальную помощь, которая невозможна в семье, они могут уделить ребенку больше внимания, на которое у родителей не всегда хватает времени.
В идеале, родители и дошкольное учреждение должны работать согласованно для пользы ребенка. Предметы, изучаемые в школе, могут быть закреплены дома. Преемственность в работе семьи и детского сада помогает вашему ребенку чувствовать себя уверенно и быть способным понять мир и жить в нем.

Часть 4.
В чем заключается Монтессори-метод?

Монтессори - метод помогает ребенку получать разностороннее развитие.
Многие характеристики маленького ребенка, замеченные Марией Монтессори, упоминались в первой части. Во второй части говорится об основных потребностях ребенка, изучение которых позволило д-ру Монтессори раз работать систему раннего образования ребенка. Этот метод, упражнения и советы к ним описаны в третьей части.
Монтессори-метод состоит из многих аспектов, что требует хорошо подготовленных Монтессори-учителей с опытом работы. Но основные идеи и концепции системы доступны пониманию многих.
Подход Марии Монтессори к воспитанию маленьких детей был уникальным.
Мария Монтессори родилась в Италии и была первой в истории своей страны женщиной-доктором. На раннем этапе своей деятельности она работала с детьми отсталыми в развитии и детьми из очень бедных семей.
Посредством точных наблюдений и экспериментов д-р Монтессори создала систему образования, которая помогла умственно отсталым и обездоленным детям учиться так же успешно, как учатся нормальные дети.
Ее методы получили известность во всем мире и стали использоваться во многих странах, применительно к местным условиям и специфике национальной системы воспитания. Сегодня в Соединенных Штатах возродился интерес к ее системе, ее понимание внутреннего мира ребенка и ее идеи помощи в формировании всесторонне развитой личности кажутся новыми и значимыми сегодня.
Провалы традиционных методов образования становятся все более очевидными. Монтессори-направление предлагает разумную структурированную систему, которая позволяет ребенку развиваться в его собственном темпе, соответственно его способностям, используя специально разработанные Монтессори-материалы под руководством Монтессори-учителя.
Монтессори-система состоит из трех основных частей: ребенок, окружающая среда, учитель.
В центре внимания любой педагогической системы раннего образования детей должен быть ребенок. Мария Монтессори основывала свою методику на наблюдениях за ребенком в естественных условиях и понимании его таким, каков он есть, а не таким, каким он может или должен быть в представлении о нем взрослого.
Затем д-р Монтессори разработала специальную окружающую среду, которая помогает ребенку развиваться самостоятельно и естественно.
Она видела роль учителя не в обучении, а в руководстве деятельностью, поэтому она предпочитала использовать термин "руководительница" вместо "учитель".
Мария Монтессори старалась видеть ребенка таким, каков он есть в действительности.
Монтессори-метод позволяет вашему ребенку легче проходить путь познания в ситуации, когда знания приобретаются в деятельности. В основном он учится сам.

В пределах определенной организации ваш ребенок может выбирать работу, которая привлекает его и соответствует его внутренним интересам. Он может упражнять свои чувства свободно и спонтанно; он испытывает удовольствие и энтузиазм от своей деятельности, потому что он делает то, что он хочет делать, а не то, что ему кто-либо укажет.
Совершенствуя свои умения, ребенок постепенно приобретает чувство независимости и уверенности. Монтессори-метод создает в вашем ребенке естественную любовь к учению и исподволь внушает устойчивые мотивации для продолжения учебы. Это помогает вашему ребенку идти в ногу с его естественным ростом и развитием, и избегать насилия, т.е. необходимости делать то, к чему он еще не готов.
"Учитель" вашего ребенка - Монтессори окружающая среда.

В Монтессори-школе ваш ребенок учится самостоятельно с помощью специально разработанных Монтессори-материриалов. Монтессори-материалы привлекательны, просты в применении, соответствуют возрастным особенностям ребенка, возможность самоконтроля, заложенная в материалах, позволяет ребенку увидеть собственные ошибки. В этом случае взрослому не нужно указывать на промахи ребенка, и его самоуважение не ущемляется.
Ваш ребенок учится работать один или вместе с другими детьми, и этот выбор обычно он делает сам. Он учится следовать "основным правилам" класса и может напоминать другим детям о необходимости соблюдать эти правила.
У вашего ребенка есть много возможностей проявить себя и почувствовать успех, поскольку он может выбирать занятие и работать в собственном темпе, т. к. Монтессори-класс не место для соревнований. Можно заняться растениями и животными. Монтессори-класс - это место, в котором ваш, ребенок может быть свободным от господства взрослого, он может открывать свой мир и развивать свой разум и тело.
Монтессори-класс охватывает множество зон.
- зона практической жизни - особенное значение имеет для маленьких детей (2,5 - 3,5). Здесь расположены материалы, с помощью которых, ребенок учится следить за собой и своими вещами. Используя рамки с застежками (пуговицы, кнопки, молнии, пряжки, булавки, шнурки, банты и крючки) ваш ребенок научится самостоятельно одеваться; пересыпать и переливать (рис, воду); мыть стол; полировать серебро и т. п.
- зона сенсорного развития - дает ребенку возможность использовать сбои чувства при изучении окружающего мира. Здесь ребенок может научиться различать высоту, длину, вес, цвет, шум, запах, форму различных предметов; познакомиться со свойствами тканей.
-зоны языковая, математическая, географическая, естественнонаучная обеспечены материалами, основной целью которых, является умственное развитие ребенка. Двигательные упражнения развивают вашего ребенка физически и помогают ему почувствовать свое тело и осознать его возможности.
Многие Монтессори-школы дополняют окружающую среду такими зонами, как музыкальная, искусства и танцев, работы по дереву, иностранного языка, способствующие дальнейшему обогащению общего развития вашего ребенка.

У Монтессори-учителя много обязанностей.
В отличие от учителя в традиционной школе, Монтессори-учитель не является центром класса. Когда дети занимаются в классной комнате, Монтессори-учитель едва заметен. Он не сидит за столом, а проводит время в индивидуальных занятиях, работая с ребенком за столиком или на коврике.
Учитель должен быть проницательным наблюдателем и иметь четкое представление об индивидуальном уровне развития каждого ребенка. Он решает, какие материалы больше подходят ребенку для работы в данный момент. Индивидуальные наблюдения дают возможность учителю помочь ребенку в оптимальном использовании материалов. Учитель оставляет ребенка с материалом и возвращается к наблюдению.
Учитель вмешивается в деятельность ребенка только том случае, если это необходимо. Он должен уметь проявить гибкость и быть в состоянии найти новые способы для оказания помощи ребенку. Ваш ребенок обращается к учителю как к доброжелательному помощнику и руководителю, как к тому, кто всегда рядом в случае необходимости, но главным образом, как к тому, кто может помочь ему сделать что-либо самостоятельно.

Монтессори-класс включает детей разного возраста.
Определяя своего ребенка в класс, где находятся дети разных возрастов (обычно от двух, с половиной до шести лет), вы способствуете более высокому уровню учебных возможностей.
Когда ребенок впервые начинает учиться, ему помогают старшие, более опытные дети. Позже он сможет помогать другим, имея сформированные учебные навыки.
Ваш ребенок также научится, как вести себя в обществе различных людей.

Каждый Монтессори-класс индивидуален.
Несмотря на то, что Монтессори-метод имеет совершенно определенную структуру, он гибок и открыт для индивидуальной интерпретации.
Потому что не бывает совершенно одинаковых двух, людей и каждый Монтессори-класс, будучи зависимым от толкований метода и возможностей учителя, является уникальным.
Рекомендуем родителям встречаться с учителем и, если это возможно, посмотреть работу учителя в классе для того, чтобы выявить его индивидуальный стиль в толковании Монтессори-метода.

Монтессори-метод отличается от других методов.
Монтессори-метод уникален. Он основывается на разумном соотношении между свободой и четкой структурой, специально предназначенной для маленького ребенка. Метод включает детей в интересную для них деятельность, предоставляет тщательно разработанные дидактические материалы, которые соответствуют естественным потребностям ребенка. С помощью метода квалифицированный учитель обеспечивает совершенное руководство в работе с детьми.
Монтессори-система дает вашему ребенку основательную базу для формирования личности - личности всесторонне развитой, ответственной, счастливой и образованной.
Приложение

Некоторые материалы, используемые в Монтессори-школе.

Практическая жизнь.
Рамки с застежками - обучение конкретным, навыкам, необходимым при одевании. Детям предлагают рамки с пуговицами, кнопками, молнией, пряжками, шнурками, крючками, булавками и бантами.
Пересыпание и переливание - эти упражнения помогают улучшить координацию движений, они включают в себя пересыпание риса и переливание воды из одного кувшина в другой.
Приготовление пищи - эти упражнения включают в себя очистку и нарезку моркови, банана и яблок. Они способствуют развитию аккуратности и самостоятельности.
Упражнения по уборке помещения и личной гигиены - включают чистку обуви, подметание, мытье полов шваброй, стирку и умывание. Помогают ребенку научиться ухаживать за собой и своим окружением (средой).

Сенсорное развитие.
Коричневая лестница - представляет различия между двумя измерениями и знакомит с понятиями: тонкий, тоньше, самый тонкий; толстый, толще, самый толстый.
Розовая башня - представляет различия величины в трех измерениях и помогает ребенку в дифференцировании понятий большой, больше, самый большой; маленький, меньше, самый маленький.
Красные штанги - представляют различия величины в одном измерении (длины) и знакомят с понятиями: короткий, короче, самый короткий; длинный, длиннее, самый длинный.
Цветные катушки в трех наборах: первый набор состоит из трех пар основных цветов для сопоставления; второй - одиннадцать пар различных цветов; третий - по семь оттенков каждого цвета.
Эти упражнения знакомят с названиями различных цветов, повышают цветовое восприятие, а также способствуют различению оттенков.
Блоки цилиндров - представляют собой четыре набора с девятью цилиндрами в каждом. Первый набор состоит из цилиндров различных по высоте; второй - цилиндры различные по диаметру; два других включают цилиндры различные по высоте и по диаметру. Подбор цилиндра к соответствующему отверстию помогает в различении размера и развивает мелкую мускулатуру рук необходимую при письме.
Цветные цилиндры - каждый набор соответствует параметрам размеров одного из наборов блоков цилиндров.

Развитие речи.
Буквы, вырезанные из песчаной бумаги, позволяют ребенку узнать очертание каждой буквы через прикосновение и ассоциировать звук буквы с ее очертанием.
Металлические вкладки - десять математических вкладок разной геометрической формы. Вкладки имеют маленькую ручку для удерживания и перемещения. Прослеживание контура вкладки помогает подготовить руку и глаз к письму.
Шумовые цилиндры - этот набор состоит из двух деревянных коробок, каждая из которых, содержит шесть цилиндров. Каждая пара цилиндров имеет свой звук, т.е. каждому звуку красных цилиндров подбирается соответствующий звук синих цилиндров.
Геометрические тела - обучают зрительному и тактильному различению геометрических форм.
Набор состоит из куба, шара, цилиндра, четырехугольной пирамиды, прямоугольной призмы, эллипсоида, овоида, конуса и треугольной призмы.

Математическое развитие.
Красно-синие штанги - набор из 10 штанг того же размера что и красные штанги, но каждая штанга делится на красно-синие части. Эти упражнения учат первичным основам счета и могут быть использованы для простейшего складывания вычитания, умножения и деления.
Коробка с веретенами - две коробки с секциями от 0 до 9 используются для обучения счету и понятия количества. Ребенок размещает определенное количество веретен в соответствующую секцию.
Золотые бусины - эти материалы обеспечивают введение в понятие счета, количества и основных математических функций.

Другие зоны.
Географические карты - деревянные карты с маленькой ручкой для переноса и манипулирования. Карты привлекательны, знакомят с названиями и расположением государств и континентов, основами географии.
Природные карты - различные наборы карт для изучения строения листьев, цветов, деревьев. Расширяют словарный запас и знания детей о природе.
Звучащие колокольчики - издают различные вариации звуков при ударении деревянным молоточком. Используются в качестве сенсорных упражнений для сопоставления звуков. Также могут использоваться при обучении основам нотной грамоты и составлении простых мелодий.
Линия - в большинстве классов на ковре или на полу нарисована ленточная линия в виде круга, которая используются для физических упражнений по развитию равновесия и координации движений.

Советы родителям.

Ваша домашняя обстановка.
1. Покупайте одежду, которую ребенок может одеть или снять самостоятельно (брюки с эластичным поясом, рубашки с большими пуговицами, свитера с широким воротом).
2. Поставьте в комнате ребенка детскую мебель: низкий стол, зеркало, ящики (которые ребенок мог бы с легкостью открывать). Мебель должна быть прочной, легкой и соответствовать росту ребенка (вешалка, на которую ребенок мог бы самостоятельно вешать свои вещи и т. д.)
3. Сделайте комнату ребенка яркой, привлекательной и простой, используйте легко моющиеся поверхности. Тщательно отбирайте предметы для комнаты ребенка. Новые предметы предлагайте постепенно, не более двух одновременно.
4. Убирайте из поля зрения ребенка предметы, которые, по вашему мнению, могут быть испорчены им.
5. Выделяйте ребенку место в других местах дома для его личных вещей: полотенец, зубной щетки и т. д. Можете пометить каждое место цветной ленточкой так, чтобы ребенок мог легко узнать его.
6. Дайте ребенку в личное пользование чистящие материалы: маленькую губку, тряпку для пыли, веник и полировку для того, чтобы он сам мог убирать свою комнату.

Совместная деятельность.
1. Водите своего ребенка в интересные места, такие как, библиотека, почта, местные фабрики, зоопарк, музеи, детский театр, пляж, парк, игровые площадки. Обсуждайте увиденное там.
2. Пусть Ваш ребенок участвует в домашних делах: покупка продуктов, приготовление пищи, уборка квартиры, садоводство, работы по дереву, шитье, давайте ему задания и необходимые материалы.
3. Делитесь с ребенком своими интересами и увлечениями: знаниями о спорте, птицах, марках, растениях, животных, вязании, рисовании, игре на музыкальных инструментах.
4. Давайте ребенку журналы для вырезания картинок и раскраски и обсуждайте с ним рисунки. Читайте и рассказывайте ему различные истории, покажите ребенку, как пользоваться магнитофоном.
5. Берите с собой ребенка в гости к родственникам и друзьям. Делайте визиты короткими, если ребенок устанет, дайте ему что-либо, чем он мог бы заняться. Поощряйте бабушку и дедушку в желании заниматься ребенком.
6. Покажите ребенку, как ухаживать за растениями и животными в вашем доме. Позволяйте ему принимать ответственность за их уходом по мере сил и возможностей ребенка.

Самостоятельная деятельность ребенка.
1. Предоставьте ребенку пластиковый тазик с водой, несколько пластиковых бутылок, воронку, губку, сито и фартук. Дайте ему возможность свободно использовать эти вещи и узнать свойства воды. Покажите ребенку, как следует убирать место, где он занимался.
2. Давайте ребенку возможность для игр с песком: либо в песочнице, либо на пляже. Берите с собой ведерко, формочки, сито, воронку, лопатку, лейку для увлажнения песка. Дома дайте ребенку щетку и совок, и попросите его очистить предметы от песка.
3. Тесто для игры и формочки, пуговицы, крышки, скалка для теста могут заинтересовать вашего ребенка. С этими предметами он может заниматься довольно долго. Тесто можно легко приготовить, перемешав: 1 стакан муки, 1 ложку соли, несколько капель пищевого красителя и столько воды, чтобы тесто было густым. Тесто необходимо хранить в холодильнике.
4. К другим материалам, которые могут привлечь вашего ребенка, относятся: краски, большие деревянные кубики, книги, полки, камушки. Запомните, что у каждого предмета должно быть свое место и показывайте ребенку как пользоваться различными предметами.

Отношения и факторы влияния.
1. Если отец проводит дни, работая вдалеке от дома, желательно чтобы ребенок видел его за работой в домашних условиях. Когда ребенок видит, как отец выполняет какую-то работу дома, ему легче представить что значат слова "папа на работе".
2. Создавайте условия для новых, впечатлений: поход в парикмахерскую, к врачу или в школу. Объясните кратко и спокойно цель визита и сообщите ребенку о нем заранее.
3. Отвечайте честно и просто на все вопросы Вашего ребенка. Никогда не лгите ему.
4. Если у Вас возникают некоторые трудности в воспитании Вашего ребенка, обращайтесь за консультацией к учителю или врачу.

Сензитивные периоды.

Ниже перечисленное является общим руководством к периодам, когда маленький ребенок наиболее восприимчив к приобретению тех или иных знаний, умений и навыков. Возрастные ограничения сензитивных периодов корректируются индивидуальными особенностями развития ребенка.

От рожд. и всю жизнь - развитие речи
от рожд. до 3-х лет - сенсорное развитие
от рожд. до 1, 5 лет - познание окружающего мира через движение
от 1,5 до 3-х лет - развитие устной речи
от 1,5 до 4-х лет - развитие мускульной координации
от 2-х до 4-х лет - забота о порядке в окружении и обязанности
от 2-х до 6-и лет - музыкальное развитие
от 2,5 до 6-и лет - утонченность чувств
от 2,5 до 6-и лет - развитие социальных манер
от 3-х до 6-и лет - восприятие влияния взрослых
от 3,5 до 4,5 лет - письмо
от 4-х до 4,5 лет - развитие тактильного чувства
от 4,5 до 5,5 лет - чтение

Нормальный ребенок.

Основная цель Монтессори-метода это "нормализация" поведения ребенка таким образом, чтобы оно стало сбалансированным, спонтанным и ребенок мог бы полностью использовать свои возможности. Некоторые характерные признаки такого ребенка:
1. индивидуальность
2. независимость и инициатива
3. трудолюбие и стремление к самосовершенствованию
4. самоконтроль и умение владеть собой
5. воля
6. способность к концентрации внимания
7. чувство собственного достоинства
8. самостоятельность
9. самомотивация
10. привычка к порядку
11. удовольствие от повторения
12. способность к самостоятельной работе
13. самодисциплина
14. стремление к свободе выбора
15. удовольствие от работы как таковой, без необходимости вознаграждения и наказания
16. сознательное послушание
17. предпочтение работы игре
18. лю6овь к познанию
19. чувство ответственности за себя и других
20. хорошая социальная адаптивность
21. РАДОСТЬ как базисная эмоция

Обзор Монтессори-класса.

Рассмотрение следующих вопросов поможет Вам понять и оценить то, что Вы видите в Монтессори-классе.

Обстановка.
1. Насколько привлекательна комната.
2. В каком состоянии материалы.
3. Доступность материалов.
4. Соблюдение порядка.
5. Логика в подборе материалов.
6. Наличие спортивного уголка.

Учитель
1. Чувствует ли он себя уютно и свободно в классе?
2. Тон при общении с детьми.
3. Насколько медленны и грациозны его движения.
-->
Разработка- www.ngorschar.com